СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ ТЯГОВОГО ОРГАНА И МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ  

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ ТЯГОВОГО ОРГАНА И МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ

Мощность двигателя машины расходуется на преодоление сопротивления движению элементов конвейера и перемещению груза. Часть сопротивления преодолевается по всей длине конвейера и часть — в отдельных его пунктах: на барабанах (звездочках), в местах расположения погрузочных, разгрузочных, очистных и других устройств.

При расчетах сопротивления пользуются коэффициентом сопротивления перемещению груза, который показывает долю общего сопротивления движению, приходящуюся на единицу веса груза.

Коэффициент сопротивления перемещению груза (коэффициент сопротивления)

w = , (5.16)

где F — сопротивление при перемещении груза, Н; т — масса перемещаемого груза, кг.

Сопротивление (Н) на прямолинейном загруженном участке рабочей ветви конвейера

Fг= wg[(q + qт) Lг] ± (q + qт)gH, (5.17)

где q — погонная масса груза, кг/м [см. (5.3); (5.10); (5.11)]; qт — погонная масса тягового органа (ходовой части) конвейера (масса 1 м длины тягового органа), кг/м; для ленточного конвейера qт = qл, учитываемая только для ленточного конвейера.

= тр/lp, (5.18)

где qл — погонная масса ленты [см. (4.11), (4.14)], кг/м; — погонная масса вращающихся частей роликоопор рабочей ветви конвейера, кг/м; тр — масса вращающихся частей роликоопор рабочей ветви конвейера (ориентировочно равна 0,6 массы всей роликоопоры), кг; lp — шаг роликоопор рабочей ветви конвейера (см. табл. 6.14), м; w — коэффициент сопротивления перемещению груза (см. табл. 6.19, 8.12, 11.2); — длина горизонтальной проекции загруженного участка конвейера, м:

= Lг cos b, (5.19)

Lг — длина загруженного участка конвейера, м; b — угол наклона участка; Н — высота подъема груза, м:

H = Lг sin b, (5.20)

Сопротивление (Н) на прямолинейном порожнем участке рабочей ветви конвейера

Fп = wg( Lп + qт ) ± qтgHп, (5.21)

где — длина горизонтальной проекции порожнего участка рабочей ветви конвейера, м; Hп — высота вертикальной проекции участка, м.

Сопротивление (Н) на прямолинейном участке холостой ветви конвейера

Fх = wg( Lх + qт ) ± qтgHх, (5.22)

Здесь первый член выражения в скобках относится к холостым участкам только ленточного конвейера (Lх — длина холостого участка, м), для которых

= , (5.23)

где — погонная масса вращающихся частей роликоопор холостой ветви конвейера, кг/м; тх — масса вращающихся частей одной роликоопоры холостой ветви конвейера (ориентировочно равна 0,6 всей массы роликоопоры), кг; lх — шаг роликоопор холостой ветви конвейера, м; — длина горизонтальной проекции участка холостой ветви конвейера, м; Hх — высота вертикальной проекции участка, м.



Знак плюс в формулах (5.21), (5.22) принимается при перемещении груза вверх, знак минус — при перемещении вниз.

Сопротивление (Н) на криволинейном участке трассы при огибании лентой батареи роликоопор:

а) при выпуклой ленте

Fкр = Fнаб (k – 1), (5.24)

где Fнаб — натяжение ленты в начале участка, Н; k — коэффициент, учитывающий увеличение натяжения ленты от сопротивления батареи роликоопор,

k = еп, (5.25)

w — см. табл. 6.19; a — центральный угол криволинейного участка, рад: a =1,06... 1,08 рад;

б) при вогнутой ленте сопротивление равно нулю.

Сопротивление (Н) на поворотных пунктах при приближенных расчетах принимают

Fпов = Fнаб (kп – 1), (5.26)

где Fнаб — натяжение тягового органа в точке набегания на барабан (звездочку) поворотного пункта, Н; kп — коэффициент увеличения натяжения тягового органа от сопротивления на поворотном пункте.

При угле обхвата тяговым органом барабана (звездочки): a = 90° - kп = = 1,03...1,05; a = 180° - kп = 1,05...1,07.

Сопротивление (Н) на погрузочном пункте при сообщении грузу скорости тягового органа можно принять

Fпогр » Qgu/36, (5.27)

где Q — производительность конвейера, т/ч; u — скорость перемещения груза, м/с.

Сопротивление (Н) от направляющих бортов загрузочного лотка при приближенных расчетах

Fл » 50l, (5.28)

где l — длина лотка, м.

Сопротивление (Н) очистительных устройств конвейера

Fоч = wочВ, (5.29)

где wоч — коэффициент сопротивления очистительного устройства, Н/м: для скребков и плужков wоч = 300...500 Н/м, для вращающихся щеток wоч = 150...250 Н/м; В — ширина рабочего органа (ленты, настила и др.), м.

Сопротивление (Н) плужкового разгрузчика ленточного конвейера

Fпр » (27...36)qВ, (5.30)

Сопротивление (Н) двухбарабанного разгрузочного устройства ленточного конвейера

Fбр = (Fр + qgh)k , (5.31)

где Fр — наибольшее натяжение ленты в конце разгрузочного устройства, Н; h — высота подъема груза на разгрузочном устройстве, м; kп — коэффициент увеличения натяжения ленты от сопротивления на поворотных пунктах [см. (5.26)].



Наименьшее допустимое натяжение (Н) тягового органа:

для ленточного конвейера

Fmin » (50...100) (q + qл) lр. (5.32)

Большие значения Fmin принимаются для быстроходных сильно нагруженных лент; для пластинчатого конвейера Fmin = 1000... 3000 Н; для ленточного элеватора

Fmin » 0,1F0 > 1000, (5.33)

где F0 — тяговая сила (окружное усилие) на приводном барабане, Н; для цепного элеватора

500 £ Fmin ³ 50 q. (5.34)

Тяговая сила конвейера с тяговым органом определяется [17] методом обхода по контуру (трассе) конвейера, т.е. обхода по точкам сопряжений прямолинейных и криволинейных участков. Эти точки нумеруются начиная от точки сбегания тягового органа с приводного элемента в направлении его движения (рис. 5.1). Обход начинают от точки с наименьшим натяжением. Натяжение в каждой последующей точке равно сумме натяжения в предыдущей точке и сопротивления на участке между этими точками при обходе по ходу тягового органа [см. (5.35)] и их разности — при обходе против хода тягового органа [см. (5.36)];

Fi+1 = Fi + Fi…(i+1); (5.35)
Fi = Fi+1 – Fi…(i+1), (5.36)

где Fi и Fi+1 — натяжение в i-й и (i + 1)-й соседних точках контура; Fi…(i+1) — сопротивление на участке между i-й и (i + 1)-й точками.

Рис. 5.1. Контур конвейера с нумерацией точек сопряжений прямолинейных и криволинейных участков

Тяговая сила конвейера F0 = Fнаб — Fсб, (5.37)

где Fнаб — натяжение в набегающей на приводной элемент ветви тягового органа (с учетом сопротивлений на поворотном пункте 8-1 (см. рис. 5.1); Fсб — натяжение в сбегающей ветви тягового органа (в точке сбегания с приводного элемента).

Натяжное усилие равно сумме натяжений набегающей и сбегающей ветвей тягового органа у натяжного барабана (звездочки).

Расчет тяговой силы может быть представлен графически. По оси абсцисс графика (рис. 5.2) начиная от точки 1 в масштабе откладывают последовательно длины отдельных участков конвейера (длина участка на поворотном пункте на графике принимается равной нулю), а по оси ординат в масштабе — сопротивление на этих участках. Наименьшее допустимое натяжение тягового органа откладывается вниз от точки с наименьшим натяжением. Отрезки по оси абсцисс 1'—2', 3'—4' и далее на рис. 5.2 соответствуют длинам участков конвейера 1—2, 3—4 и далее на рис. 5.1.

Рис. 5.2. График натяжений тягового органа (применительно к контуру конвейера по рис. 5.1)

Отрезки по оси ординат 2"—2, 3"—3 и далее соответствуют сопротивлению на этих участках, отрезок 8—8"' — сопротивлению на поворотном пункте привода 8—1, отрезок 1—1' — наименьшему натяжению (в данном случае в точке 1), отрезки по оси ординат 1'—1, 2'—2 и далее — натяжению в точках контура 1, 2 и т.д. Отрезок по оси ординат 8""—8'", равный разности отрезков 8'— 8'" Fнаб) и 8'—8"" (Fсб), и есть тяговая сила F0.

Рис. 5.3. Расположение точек с максимальным и минимальным натяжением

рабочего органа конвейера

На рис. 5.3 показано расположение точек с максимальным и минимальным натяжением рабочего органа конвейера при различных схемах конвейеров.

Длиной участка Li трассы конвейера является расстояние между его начальной i-й и конечной i+1 точками. Номер участка соответствует номеру его начальной точки.

Табл. 5.1.КПД звеньев передач

Звенья передач КПД при подшипниках
качения скольжения
Передаточный вал с обработанными зубчатыми колесами, расположенными в масляной ванне 0,98 0,96
Передаточный вал с обработанными открытыми зубчатыми колесами 0,97 0,85
Передаточный вал с необработанными зубчатыми колесами 0,93
Редуктор зубчатый:
одноступенчатый 0,97 0,94
двухступенчатый 0,96 0,90
трехступенчатый 0,94 0,85
Цепная передача, работающая в масляной ванне 0,96 0,94
Цепная передача открытая 0,95 0,93
Червячная передача с углом наклона зуба a и углом трения r h=


Необходимая мощность двигателя конвейера (кВт)

Р = , (5.38)

где F0 — тяговая сила, Н; u — скорость движения тягового органа, м/с; h — КПД механизма привода тягового органа (табл. 5.1).

Момент статических сопротивлений (Н×м) на приводном валу конвейера при торможении, необходимый для предотвращения его обратного хода,

T = hбар , (5.39)

где hбар — КПД барабана (звездочки): hбар = 0,96...0,98 (hбар учитывается, если тяговая сила определена приближенно); k — коэффициент возможного уменьшения сопротивлений конвейера: для ленточного конвейера k = 0,55...0,6, для цепного конвейера k = 0,5; D — расчетный диаметр приводного барабана (звездочки), м; значение тяговой силы конвейера подставляется со своим знаком.

Время пуска (разгона) конвейера (с)

tп = < 3…6 с, (5.40)

где С = 9,55 kу [(q + qл) Lг + qл (Lп + Lх) + (q Lр + q Lх + mб) kс]u2.

Момент сил инерции на валу двигателя (Н×м) при пуске конвейера

Тин = Тср.п – Тс. (5.41)

В формулах (5.40) и (5.41): d, I, n, u, h— см. пояснения к формулам (1.36)...(1.53); q, qл, q , q — см- пояснения к формулам (5.17), (5.18) и (5.23); Lг, Lп - длина соответственно груженого и порожнего участков рабочей ветви, м; Lх, Lр - длина соответственно холостой и рабочей ветвей конвейера, м: Lр = Lг + Lп; kу - коэффициент, учитывающий упругость тягового органа, благодаря которой не все элементы конвейера приходят в движение одновременно: для резинотканевых лент kу = 0,5...0,7, для резинотросовых лент kу = 0,85...0,95; для цепей kу = 0,85...0,95 (меньшие значения - для конвейеров длиной более 100 м; большие - для коротких конвейеров); mб - масса вращающихся барабанов конвейера, кг; kс - коэффициент, учитывающий уменьшение скорости вращающихся частей конвейера относительно скорости тягового органа: для ленточных конвейеров kс = 0,7...0,9; для цепных конвейеров kс = 0,5... 0,7; Тср.п - средний пусковой момент двигателя [см. (1.89) и (1.90)], Н×м; Тс - момент статических сопротивлений на валу двигателя, Н×м:

Тс.= Тс.в , (5.42)

где и — передаточное число привода; Тс.в — момент статических сопротивлений на приводном валу конвейера, Н×м,

Тс.в.= 0,5F0D, (5.43)

где D — диаметр приводного барабана или приводной звездочки конвейера, м.

Момент сил инерции на приводном валу (Н×м) при пуске конвейера

Тин.в.= Тиниh, (5.44)

Момент от сил инерции и статических сопротивлений на приводном валу (Н×м) припуске (разгоне) конвейера

Тпуск = Тин.в + Тс.в, (5.45)

Окружное усилие (Н) на приводном барабане (звездочке) при пуске конвейера

Fпуск = (2Тпуск)/D, (5.46)

Усилие (Н) в набегающей на приводной барабан ветви ленты конвейера при пуске

F = ks Fпуск, (5.47)

где ks — см. формулу (6.20).

Усилие (Н) в набегающей на приводные звездочки ветви цепного тягового органа при пуске

F = Fпуск+ Fдин+ Fсб, (5.48)

где Fдин— динамическая нагрузка на цепи [см. (8.11)]; Fсб — натяжение ветви тягового органа, сбегающей с приводной звездочки; Fсб = Fmin.

Коэффициент перегрузки тягового органа при пуске конвейера

kпер= F /Fдоп < 1,5, (5.49)

где Fдоп — допускаемая нагрузка на тяговый орган. Для резинотканевых конвейерных лент в соответствии с формулой (6.16) Fдоп £ kрВz; для резинотросовых лент [см. (6.17)] Fдоп £ Вc(Fт/t), для пластинчатых тяговых цепей [см. (8.14)] Fдоп £ Fразр/k.

Момент сил инерции на валу двигателя (Н×м) при торможении

Т = , (5.50)

где tт — время торможения конвейера, определяемое в предположении линейного изменения во времени скорости u до полной остановки, с.

Максимальный путь торможения конвейера lт, работающего в технологической цепи (во избежание засыпки грузом узла перегрузки), можно принять равным 2...3 м. При этом время торможения (с) конвейера

tт =(2 lт)/u. (5.51)

Момент сил инерции па приводном валу (Н×м) при торможении конвейера

Т = Т иh. (5.52)

Расчетный тормозной момент (Н×м) на валу двигателя конвейера, работающего в технологической цепи, аналогично (1.78):

Т = Т + Т ,

где Т — момент статических сопротивлений конвейера на валу двигателя при торможении, Н×м:

Т = Т (5.53)

Расчетный тормозной момент на приводном валу (Н×м) конвейера в этом случае

Т = Т + Т . (5.54)

Необходимый тормозной момент на валу двигателя для предотвращения самопроизвольного обратного движения ходовой части конвейера при случайном выключении двигателя и полностью загруженной рабочей ветви тягового органа конвейера определяется по формуле (5.39), правая часть которой должна быть умножена на коэффициент запаса торможения kт = 1,25. Если Т £0, тормоз не требуется.

Тормозное устройство (тормоз или останов) выбирается по большему из определенных выше тормозных моментов. Сведения о тормозах и остановах приводятся в табл. Ш.5.7...Ш.5.14.


sozdanie-otchetov-dlya-naglyadnogo-otobrazheniya-dannih-pri-pechati.html
sozdanie-otchyotov-vivod-informacii-iz-bazi-dannih.html
    PR.RU™